Кайтовая теория "на пальцах"- аэродинамика, курсы, галсы и все все все

Все термины и понятия будут даны с точки зрения бытового здравого смысла, без Бернулли и чисел Рейнольса (я их, если честно, и сам не понимаю))).

Данную тему я стараюсь осветить в рамках базового курса, хотя бы в общих чертах. Поскольку, как показывает практика, наработка навыков без теоретической базы проходит дольше. Тем более, если объяснять на пальцах без сильного погружения в поляры, беты и косинусы, то материал все же усваивается учеником.


Итак, каковы краеугольные камни в обучении пилотированию кайтом:

1. Нелинейность извлечения тяги. Человек в процессе своей деятельности привык к линейной системе. Надавил на газульку, поехал быстрее, надавил на тормоз - затормозил. В кайте все по-другому.
2. Почему можно ехать против ветра?
3. Почему можно ехать по ветру, быстрее ветра?
4. Почему можно прыгать на кайте?

Ответы на эти вопросы можно найти в аэродинамике, теории паруса, геометрии, физике.

Но так уж получилось, что кайт это и крыло и парус одновременно и дает нам много свободы, которой надо научиться пользоваться:
1. Кайт обладает подъемной силой, но вектор подъемной силы в отличии от крыла (обычно вверх) и от паруса (обычно вбок) можно изменять динамически и достаточно быстро.
2. Помимо вектора мы можем менять и величину подъемной силы причем двумя способами и очень быстро.
3. В отличие от парусных судов мы можем быстро изменить ДП (диаметральную плоскость) снаряда скольжения. Причем не с помощью руля, а всей плоскостью.

Зная теорию, начинаешь понимать, почему:
- у кого-то кайт тянет, а у кого-то нет 
- кто-то прыгает на 8 метров высоту, а кто-то на 1 метр
- кто-то проезжает 2 круга дистанции, а кто-то 1 за то же время
- для кого-то 15 м/с не передоз, а кто-то и в 7 м/с ломается.

Что придется разобрать?
- виды ветра (истинный, встречный и вымпельный)
- подъемная сила
- угол атаки
- профиль, хорда, лобовое сопротивление, влияние конструктива на летные характеристики
- ламинарное и турбулентное обтекание, срыв потока

Начнем со способов извлечения тяги и нелинейности этого процесса.

Условимся сразу, что:
- слабый ветер это 4 – 5 м/с
- сильный ветер 8 – 10 м/с
- кайт типа Гибрид – 12 м2
- кайтер – 75 кг
- покрытие – плотный снег

Система – это кайт + кайтер + снаряд скольжения.

Итак.
Как объяснить ученику, что в некоторых случаях потянув планку вылетаешь на 2 метра, а в некоторых кайт не летит и падает?

* Правда можно и не объяснять, можно тупо стоять сзади и говорить: "Ага... потяни планку, а теперь отпусти, а теперь потяни и отпусти... молодец... отпусти... отпусти кому я сказал... бросай, на х... планку!!!!"

Разберем эти случаи:

- ветер слабый. Ученик тянет планку, кайт не летит и начинает валиться назад. Хотя при этом на таких же кайтах вокруг катаются;
- ветер сильный и его хватает для уверенного пилотирования кайтом. Ученик тянет планку, тяга стремительно нарастает, отрыв от поверхности, полетели.

Эффект диаметрально противоположный, хотя действие одинаковое.
Соответственно возникают вопросы, в каких случаях и на какую величину нужно тянуть планку?
Ответ простой – до достижения оптимального угла атаки. Но как показывает практика такого ответа недостаточно.
Приходится на пальцах объяснять, что такое подъемная сила, угол атаки, профиль крыла. Прошу прощения, но определения и термины тоже максимально приближены к пониманию и взяты не из учебников.

Профиль – форма продольного сечения крыла. Обычный несимметричный профиль наделен выгнутой верхней поверхностью.

1_profile

Почему продольного, а не поперечного? Потому что размах кайта – это его ширина, а хорда – это длина.

2_shape
Подъемная сила – сила возникающая от разности давления на верхней и нижней поверхности крыла. Верхняя выгнутая поверхность обладает большей длиной, чем нижняя. Скорость набегающего потока на поверхностях разная, что и приводит к разнице.

3_potok

4.1_vector
Угол атаки – угол между набегающим потоком ветра и продольным направлением профиля крыла или хордой.

4.2_ugol_ataki
Важно!! Вектор подъемной силы направлен вдоль силовых строп, от кайтера, через кайт в бесконечность.
Но не обязательно вверх.


Давайте разберем два режима обтекания крыла.
Ламинарное обтекание – воздух обтекает крыло слоями, без вихрей. Подъемная сила максимальная и растет пропорционально до достижения оптимального угла атаки.

5_laminar
Турбулентное обтекание – при дальнейшем росте угла атаки часть воздуха в районе лобика отрывается от "спины" кайта и появляются вихри. При достаточной скорости ветра поток поглощает вихри и вновь присоединяется к профилю. Подъемная сила растет, но уже не так эффективно.

5.1_turbula
Если ветер слабый или происходит дальнейшее увеличение угла атаки размеры вихревого пузыря растут и распространяется на всю длину профиля. Подъемная сила резко падает. Данное явление еще называют – срыв потока.
5.2_turbula

Теперь переходим от теории к практике.


1. Ветра мало, кайт в зените, потянули планку до упора – угол атаки больше оптимального, происходит срыв потока (образование вихревой полости). Подъемной силы не хватает, что бы удержать кайт в воздухе. Начинается задний свал или бэкстолл.


2. Ветра мало, кайт гоняем в окне на отпущеной планке – угол атаки от нулевого до оптимального, ламинарное обтекание позволяет легко летать кайту, но тяги для перемещения кайтера недостаточно.


3. Ветра мало, кайт разогнали в окне, потянули планку – ламинарное обтекание (максимум образование небольшого пузыря) с увеличением угла атаки позволяет двигаться кайтеру.


4. Ветра много, кайт в зените, потянули планку – угол атаки уже не важен. Турбулентное обтекание, но силы ветра хватает, для того что бы вихревой пузырь не распространялся на всю длину. Кайт переставляет кайтера.


5. Ветра много, кайт разогнали в окне , потянули планку – то же самое, что и в прошлом примере, только уже полетели)))

И напоследок еще несколько картинок взятых из Википедии:

stall

Срыв потока

Flow_separation

Ламинарное обтекание на переднем плане и турбулентное  вокруг:

Los_Angeles_attack_sub_2

Продолжение следует...

Morpheus

  • нет

9 комментариев

avatar
Не че се на пальцах, так сломать не долго :lol:
avatar
Лучше сломать пальцы в теории, чем хребтину на практике. Вроде все известно, а все равно читать интересно. Давай, Фарид, пиши дальше.
avatar
[quote name="lodochnik"]Не че се на пальцах, так сломать не долго :lol:[/quote]
Учитывая на сколько все это не просто, особливо для гуманитариев, такое объяснение действительно гораздо проще понимать. Хотя мозг все равно включать надо, конечно )
avatar
Даже не представляю как данную теорию без векторов изложить можно. Как ни крути в них все упирается. Даже на представленных картинках они стрелочками уже прорисованы...
Сильно встрявать не буду, т.к. статья для новичков. Надо сначала доделать труд до конца. Только одна поправка:
В данной статье понятие "оптимальный угол" надо обязательно поменять на "критический угол" поскольку в статье речь идет именно о втором термине. "Оптимальный угол" применяется в продвинутой гоночной теории и требует отдельного объяснения.
avatar
если верить эволюции, то то что летать не может, летает как раз таки за счёт вихрей (так эффективней получается). может наоборот надо перед кайтом завихрялку делать? ) "И, наконец, Дикинсон обнаружил, что улавливание спутной струи, т.е. столкновение крыла с вихревой спутной струёй, оставленной предыдущим ударом крыла, также участвует в полёте насекомых. Каждый взмах крыла оставляет за собой множество вихрей. Когда крыло шмеля изменяет направление, оно возвращается через этот перемешивающийся воздух с вихрями. В спутной струе содержится энергия, которая была отдана воздуху насекомыми, так что захват спутной струи является для насекомых способом восстановления энергии. Таким образом, захват спутного потока помогает шмелю повторно использовать энергию."
avatar
так мож кайту надо спинакер приделать впереди?))
avatar
Эффект восходящей струи за движущимся крылом давно известен. Именно благодаря ему птицы летают косяком. Каждый летящий сзади использует этот поток для облегчения своего полета.
avatar
Не знаю как у птиц и шмелей, но на кайте мне в спутном следе кататься не в кайф))
avatar
А зачем нам турбулизаторы? Как я понимаю спинакер наоборот призван как для того, что бы вихрей не было?
avatar
Не че се на пальцах, так сломать не долго :lol:
avatar
Лучше сломать пальцы в теории, чем хребтину на практике. Вроде все известно, а все равно читать интересно. Давай, Фарид, пиши дальше.
avatar
[quote name="lodochnik"]Не че се на пальцах, так сломать не долго :lol:[/quote]
Учитывая на сколько все это не просто, особливо для гуманитариев, такое объяснение действительно гораздо проще понимать. Хотя мозг все равно включать надо, конечно )
avatar
Даже не представляю как данную теорию без векторов изложить можно. Как ни крути в них все упирается. Даже на представленных картинках они стрелочками уже прорисованы...
Сильно встрявать не буду, т.к. статья для новичков. Надо сначала доделать труд до конца. Только одна поправка:
В данной статье понятие "оптимальный угол" надо обязательно поменять на "критический угол" поскольку в статье речь идет именно о втором термине. "Оптимальный угол" применяется в продвинутой гоночной теории и требует отдельного объяснения.
avatar
если верить эволюции, то то что летать не может, летает как раз таки за счёт вихрей (так эффективней получается). может наоборот надо перед кайтом завихрялку делать? ) "И, наконец, Дикинсон обнаружил, что улавливание спутной струи, т.е. столкновение крыла с вихревой спутной струёй, оставленной предыдущим ударом крыла, также участвует в полёте насекомых. Каждый взмах крыла оставляет за собой множество вихрей. Когда крыло шмеля изменяет направление, оно возвращается через этот перемешивающийся воздух с вихрями. В спутной струе содержится энергия, которая была отдана воздуху насекомыми, так что захват спутной струи является для насекомых способом восстановления энергии. Таким образом, захват спутного потока помогает шмелю повторно использовать энергию."
avatar
так мож кайту надо спинакер приделать впереди?))
avatar
Эффект восходящей струи за движущимся крылом давно известен. Именно благодаря ему птицы летают косяком. Каждый летящий сзади использует этот поток для облегчения своего полета.
avatar
Не знаю как у птиц и шмелей, но на кайте мне в спутном следе кататься не в кайф))
avatar
А зачем нам турбулизаторы? Как я понимаю спинакер наоборот призван как для того, что бы вихрей не было?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.