Лыжи для кайтинга

Выбор лыж для кайтинга

В ответ на многочисленные вопросы, которые традиционно задают в начале каждого зимнего сезона, решил написать небольшую статейку...

Хорошо если у человека уже есть лыжи. Еще лучше если есть горнолыжный опыт. Если нет ни того ни другого, воспользуйтесь прокатом, или купите недорогие  современные лыжи, все равно умрут в первый год, не физически так морально.

Почему?

Да потому что достигнув какого-либо уровня, захочется оборудование более высокого класса, а оно уже стоит от 15 до 40 тыс. руб. Можно, конечно, и сразу купить топовое оборудование, но вдруг вы купите его для гонок, а в итоге захотите прыгать? Собственно, давайте лучше я расскажу собственную историю.


Выбор лыж

Детство

Все детство откатал на лыжах типа №1 с горок в Заельцовском парке.. Для серьезного кайтинга непригодны)))

Осень 2007

Долго читал советы по покупке лыж для кайтинга. Везде обычно советовали взять классику или ДХ. Не понимал почему. В итоге по банальной причине (дабы можно было откатится назад, если не понравится кайтинг и использовать лыжи по прямому назначению в горах) пошел в магазин и купил универсальные лыжи тыщ за 6 – 8. На фотографии они  под номером №2

Отлично откатал на них первый сезон. Довольно быстро стала напрягать вибрация носков на скорости и явная их нефристайловость.

Потом по оказии мне досталась классика (№3) Покатался на ней – невкурил и забросил)

Осень 2008

Просто трамвай надоел, прыжки начали получаться. Гонять не хотелось. Короче, сезон докатал на универсальных. К следующему сезону решил подыскать что-нибудь более существенное. Опять долго курил интернет и взял топовые фристайловые твинтипы.

Осень 2009

Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические). Крепы Fischer Х14 , но о крепах позже. Аддикты – это полностью симметричные твинтипы, то есть неважно как на них поставить крепления. Имеют карбоновые вставки. Проблемная зона одна – топшит начинает быстро слазить при ударах кантом, но это проблема сэндвичевой технологии в принципе.

Случилось так, что уже в начале сезона попробовал себя в гонке. Быстро понял, что используемые классические лыжи - ни о чем. И купил б/у Мизуно 215 – лыжи для DH (№5). Крепления поставил  Fischer  10. Лыжи очень хороши для гонок, но все же не позволят вам стабильно пребывать в ТОП-5. Поэтому к началу сезона 2010-2011 задавил жабу и купил Atomic Speed Sky (№6) по деньгам вышло 30 лыжи + 8 крепы Fischer Х13.


 


Теперь по порядку. На что стоит обращать внимание при выборе лыж:

 

1. Длина (ростовка).

От длины будут зависеть ходовые качества лыж, а так же высота прыжка. Чем длиннее лыжи, тем эффективнее можно будет лавироваться . Скорость на курсе тоже будет выше по двум причинам: дрейф под ветер и сила трения меньше. Высота прыжка по  этим же причинам будет больше. Правда прыгать с длинными лыжами не очень комфортно)))

Покрытие так же сильно влияет на длину используемых лыж. Чем жестче покрытие, тем длиннее нужны лыжи. Например, на голом льду нужны длинные лыжи, на покрытии с частыми переметами ("стиральная доска") длинные лыжи некомфортны, а зачастую и опасны.

Чем длиннее лыжи, тем устойчивее они на курсе и тем сложнее на них повернуть.

Рекомендации:

Для прыжков брать лыжи по формуле рост + от 0 до 10 см. Зарезка на прыжок будет эффективнее. Длина оптимальна для вращений. В прыжке лыжи меньшей и большей длины будут смотреться некрасиво.

крест DSC_0166

Твинтипы в действии                               Редкое фото где рельсы смотрятся органично

Для фрирайда – лыжи от -10 до +10 см к росту, в зависимости от физических кондиций райдера. Если вы не очень подготовлены физически или вообще никогда не катали на горных лыжах – возьмите лыжи покороче.

Для гонок, походов и участия в соревнованиях в марафоне, где важны лавировочные характеристики я бы порекомендовал лыжи длиной 210 – 217 см. Чем больше вес и рост, тем длиннее нужны лыжи.

Для участия в соревнованиях высокого уровня в курс-рейсе используются Atomic SpeedSky 238 см. На текущий момент это эталон для соревнований. Едут реально лучше  других лыж. Например Макс Шайдаков и Санек Палехин используют такие лыжи. Да и я себе прикупил)

2. Ширина.

Обычно лыжи измеряют в трех местах: нос – талия – хвост.  Чем больше разница между шириной носа (хвоста) и шириной талии, тем более карвинговые лыжи.

Карвинговые лыжи

Проходить повороты на таких лыжах проще. Но на курсе плохая устойчивость. Карвинговые лыжи имеет смысл использовать в том случае, если вы кайтер выходного дня, а большую часть времени катаете с гор. Ну или если они уже есть, а брать другие желания нет.

Чем шире носки лыж, тем лучше они идут по пухляку. Но самый важный показатель – это ширина талии. Если там где вы катаете преобладает лед или плотный наст можно использовать узкие лыжи (70 мм). Как универсальный вариант на наст и пухляк я использую лыжи с талией 84 мм. В тех местах где часто бывает рыхлый снег можно использовать широкие (130 – 170 мм) фрирайдовые лыжи.

фрирайдовые лыжи

Основное правило – чем уже талия, тем проще закантовать лыжи.

3. Радиус бокового выреза(R).

Один из важнейших показателей в кайтинге. От него зависит курсовая устойчивость. Для гонок, скорости – чем больше радиус (обычно от 40 м и более) тем лучше. Для фристайла оптимальный радиус 22. На лыжах с большим радиусом тяжелее будет сделать запятую перед прыжком. Общие рекомендации при выборе лыж такие – чем больше радиус, тем больше курсовая устойчивость и меньше поворачиваемость.

4. Жесткость лыжи.

Еще одна важная характеристика в кайтинге. В отличии от горнолыжного спорта – жесткости мало не бывает. Это обусловлено спецификой кайтинга – ведь на лыжи помимо веса райдера,  действует еще и сила тяги кайта. При этом чем меньше продавятся лыжи, тем лучше курсовая устойчивость. Еще очень напрягает вибрация носков , которая появляется на скорости у недостаточно жестких лыж. Для гонок и фристайла чем жестче лыжи тем лучше. Фрирайдеры и кайтеры выходного дня могут брать  лыжи помягче, для комфорта.

5. Скользящая поверхность, или база, или скользяк.

Скользяк делается из полиэтилена. Бывает он двух видов – экструдированный (extruded) более дешевый и спеченный (sintered) более дорогой и качественный. Как выбирать, думаю, понятно – чем дороже, тем качественнее. На лыжах с экструдированным скользяком не получится быстро ездить.  Есть еще одна важная характеристика скользяка – наличие структуры. Структура – это мелкий рисунок  выдавленный в базе. От величины структуры зависит в какую температуру лучше будет ехать лыжа. Чем грубее структура, тем лучше она будет работать в теплую погоду.

6. Форма.

Лыжи разделяются на два типа:

Directional — классическая форма лыж, носовая часть которых округлена, а хвостовая обрезана. Такая форма лыж отлично подходит для целины, поскольку задняя часть обладает меньшим (по сравнению с моделями формы Twin Tip) сопротивлением на большой скорости.

Directional лыжи

Twin Tip ("двойной конец", "двойной нос")— лыжи с абсолютно симметричным профилем, специально созданные для фристайлеров. Большинство трюков во фристайле связаны с различными прыжками. Фристайлерам важно ездить не только вперед, но и назад в так называемом свиче. От классической формы Twin Tip отличается тем, что задняя часть лыжи, как и передняя, скруглена и загнута вверх.

Twin Tip лыжи

7. Конструкция.

Бывают лыжи изготовленные по технологии Сэндвич, Кэп и Гибридные.

Сэндвичи более предпочтительнее в кайтинге. Но так называемый топшит (верхняя поверхность с дизайном) быстро облазит. Кэповые лыжи могут сломаться на приземлении ввиду своей конструкции, но при этом меньше повреждаются кантом. Лично я предпочитаю  сэндвич.

8. Материалы.

В качестве сердечника обычно используют набор из деревянных планок либо пенопласт. От себя могу порекомендовать не брать пенопластовые лыжи. Если только это не дешманские лыжи на первый год. В серьезных гоночных лыжах используются титановые пластины для жесткости. Вес лыж естественно становится порядочный.

9. Дизайн.

Кайтинг красивый вид спорта. И если гонщикам по большому счету наплевать какого цвета у них лыжи, то фристайлерам это очень важно. Причем лыжи должны быть красивы не только с лицевой стороны, но и скользяк желательно, что бы был с дизайном.

Александр Палехин

10. Крепления (ОЧЕНЬ ВАЖНО).

Ноги у нас две. Всяческие переломы, растяжения и разрывы нам не нужны. Поэтому к выбору креплений стоит отнестись очень щепетильно. Механика передвижения под кайтом несколько отличается от механики горнолыжника. Основные проблемы у кайтера возникают при скручивании на малых амплитудах и скоростях. Если при катании с гор при падении обычно хватает энергии что бы нога выстегнулась из крепления, то в кайтинге бывает так: вы падаете на малой горизонтальной скорости, бывает что вас при этом перекручивает относительно лыж. Но при этом кайт продолжает тянуть и перекручивать дальше. Так вот, в данной ситуации энергии может не хватить для того что бы нога выстегнулась из крепления, и тогда выстегнется ваше  колено.

Рекомендации:

  1. Категорически не рекомендуется покупать б/у крепления. Не буду объяснять почему. Просто не покупайте.
  2. Покупайте проверенные модели креплений. Я катаю традиционно в Фишерах. Пока что ни разу не подводили, тьфу-тьфу.
  3. НЕ тяните пружины слишком сильно . Если вы фрирайдер или фристайлер, то тяните по формуле DIN = вес /10, либо на единичку меньше. Если гонщик, то не более 10 DIN. При этом не стоит забывать, что максимальная сила затяжки креплений должна быть как минимум на 30% больше чем вы будете тянуть. Если тянете на 10 DIN, то крепления должны быть на 13 DIN. Это связано с тем что пружина креплений не должна быть перетянута.
  4. Лучше покупать так называемые "диагональные" крепления. Крепления такого типа позволяют выщелкиваться ботинку под различными углами. Лучше если диагональ будет не только на пятке, но и на носке.
Вот так можно проверить "диагональные" крепления:
{youtube}eIZNoH1Omn0{/youtube}

Итак, что же купить:

  1. Новички могут брать любые лыжи. Дешевые по распродаже или новую классику (можно найти в магазинах по 1 – 2 тыр за пару).
  2. Фрирайд – так же любые лыжи. В зависимости от того к чему тяготеете, к прыжкам или гонкам, смотрите соответствующие рекомендации.
  3. Фристайл – однозначно ТвинТипы.
  4. Гонки, курс-рейс, марафон, походы – начиная от классики и заканчивая лыжами для даунхилла DH. Для экспертов Atomic 238 см.
  5. Отдельно выделю местности где большую часть года пухляк – здесь широкие фрирайдовые лыжи без вариантов. Как правило это ТвинТипы.

Покупка б/у лыж:

Вы нашли б/у лыжи руководствуясь советами приведенными выше. Покупайте как и автомобиль, с опытным человеком, но если его нет, то воспользуйтесь общими рекомендациями:

  1. Оцените общее состояние.
  2. Состояние скользяка. Глубокие царапины, ворсистость, белесые пятна, стертая структура – все это не есть хорошо.
  3. Состояние канта. Ширина канта должна быть не менее 1,5 мм. Зазубренный, загнутый, вырванный, отслоившийся кант - плохо.
  4. Хорошенько прогните лыжу – не бойтесь, она не должна сломаться )) если сломается – не берите)
  5. Поставьте лыжи скользяком друг к другу. И с хлопком соедините. Лыжи должны сомкнуться ровно.

{jcomments on}

Morpheus
  • нет
  • avatar
  • 0

7 комментариев

avatar
спасибо, что собрал всё в одной статье и поделился своим опытом! помню свои мучения когда думал что покупать ) да и сейчас статья была для меня полезной!
avatar
[quote]Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические).[/quote]

А в чем заключается их адичность?
avatar
Огромное Спасибо, за познавательную статью.просто класс.По больше бы такой информации.
avatar
[quote name="Adward"][quote]Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические).[/quote]

А в чем заключается их адичность?[/quote]

Жесткость (и торсионная в том числе) + хорошая балансировка.
avatar
:-*
avatar
Цель данной статьи не в продвижении каких либо марок лыж... Так же целью данной статьи не является проведение сравнительных тестов...
На этих адических лыжах можно делать все, что можно делать на других твинах.
avatar
[quote name="maxtrim"]Спасибо. Все доступно и понятно.
Надо брать твинтайп+10 к росту.[/quote]

Твинтипы +10 к росту?

Многовато будет при вращениях...

В рост вполне хватит.
avatar
спасибо, что собрал всё в одной статье и поделился своим опытом! помню свои мучения когда думал что покупать ) да и сейчас статья была для меня полезной!
avatar
[quote]Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические).[/quote]

А в чем заключается их адичность?
avatar
Огромное Спасибо, за познавательную статью.просто класс.По больше бы такой информации.
avatar
[quote name="Adward"][quote]Итак, Fischer Addict Pro 181 см (№4). 20 тр + крепы 8 тр. Лыжи действительно адические).[/quote]

А в чем заключается их адичность?[/quote]

Жесткость (и торсионная в том числе) + хорошая балансировка.
avatar
:-*
avatar
Цель данной статьи не в продвижении каких либо марок лыж... Так же целью данной статьи не является проведение сравнительных тестов...
На этих адических лыжах можно делать все, что можно делать на других твинах.
avatar
[quote name="maxtrim"]Спасибо. Все доступно и понятно.
Надо брать твинтайп+10 к росту.[/quote]

Твинтипы +10 к росту?

Многовато будет при вращениях...

В рост вполне хватит.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.